В 2013 году указом Президента Республики Казахстан была утверждена Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, которая определила видение и основные подходы к поэтапному реформированию государственного финансового контроля и внедрению государственного аудита, целью которой является повышение эффективности управления и использования государственных средств, активов государства и квазигосударственного сектора.
В рамках первого этапа реализации Концепции 12 ноября 2015 года Главой государства были подписаны законы «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее Закон) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного аудита и финансового контроля». Основной целью данных законов является создание комплексной системы государственного аудита с учетом международного опыта.
Согласно принятого Закона Систему органов государственного аудита и финансового контроля составляют:
1) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы;
3) уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;
4) службы внутреннего аудита центральных государственных органов, местных исполнительных органов;
5) службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов.
В соответствии с Законом координирующая роль органов государственного аудита и финансового контроля закреплена за Счетным комитетом, как высшим органом государственного аудита и финансового контроля.
Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии. Функции ревизионных комиссий в части проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля идентичны функциям Счетного комитета.
Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и службы внутреннего аудита.
Основными задачами внешнего государственного аудита являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.
Задачами внутреннего аудита являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства.
Отличие аудита от контроля заключается в том, что аудит носит больше предупредительный характер. Государственный финансовый контроль направлен на выявление нарушений и принятие мер реагирования (возбуждение административного производства, понуждение к восстановлению (устранению) ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений), а государственный аудит введен в качестве оценки управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита.
Таким образом, при проведении государственного аудита в случае выявления отклонений в деятельности объекта аудита от действующего законодательства будут применяться функции государственного финансового контроля в виде принятия мер реагирования. Государственный финансовый контроль будет применяться в деятельности Счетного комитета, ревизионных комиссий и уполномоченного органа по внутреннему аудиту.
Государственный аудит должен не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять причины, резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей, эффективностью.
Государственный аудит позволит также оценить качество деятельности государственных органов и организаций по управлению финансовыми ресурсами.
В целом государственный аудит предполагает оценку деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей, сфер государственного управления, позволяющую своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов.
Предметом государственного аудита является функциональный анализ деятельности государственных органов, их подведомственных организаций и субъектов квазигосударственного сектора, проверка хода и оценка эффективности реализации стратегических целей и задач, программных документов по их достижению, качество оказываемых государственных услуг, а также управление кадровыми, финансовыми, природными и иными ресурсами, принимаемые меры по оптимизации управленческих процессов, в том числе с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с Законом, Ревизионные комиссии наделены дополнительными полномочиями в части осуществления аудита эффективности:
обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления местными исполнительными органами и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг;
ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) местных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг;
управления активами субъектов квазигосударственного сектора;
налогового администрирования;
договоров;
в сфере охраны окружающей среды;
в сфере информационных технологий.
Кроме того, Ревизионные комиссии наделены правом предъявления иска в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
В соответствии с Законом государственный аудит и финансовый контроль будут осуществляться государственными аудиторами, имеющими сертификат государственного аудитора. В связи с этим, внедряется независимая сертификация государственных аудиторов с последующей системой ее подтверждения.
Основная цель сертификации - подтверждение квалификации действующих государственных аудиторов на соответствие международным стандартам и требованиям реалий современной жизни.
Сертификация будет осуществляться Национальной комиссией по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора.
Реализация норм данного Закона будет способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов в достижении поставленных перед ними задач; повышению прозрачности использования бюджетных средств и управления государственными активами; своевременному и оперативному предупреждению финансовых нарушений и устранению факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Председатель ревизионной комиссии по Западно-Казахстанской области А. Нугманов